История компании
Днем рождения авиакомпании «Белавиа» официально считается 5 марта 1996 года, но так как образована она была на базе Белорусского объединения гражданской авиации, то история начинается с 1993 года. При этом белорусская гражданская авиация берет свое начало с 7 ноября 1933 года, когда состоялось торжественное открытие Минского аэровокзала, где весной 1934 года приземлились три первых самолета По-2, принадлежавших Смоленскому авиаподразделению спецприменения Московского управления гражданского воздушного флота. Именно этот момент стал решающим в становлении и развитии гражданской авиации Республики Беларусь.
В 1936 году был открыт первый почтово-пассажирский рейс между Минском и Москвой, а к 1940 году их насчитывалось уже восемь.
С 1961 года по 1983 происходит активное пополнение воздушного флота Белорусского управления гражданской авиации. За эти годы был приобретен турбовинтовой самолет Ан-10, получил белорусскую прописку реактивный пассажирский самолет Ту-124, началась эксплуатация самолета Ту-134А. В августе 1983 года во владение Минской авиационной технической базы перешел первый самолет Ту-154.
После распада СССР и обретения независимости Республики Беларусь в 1991 году было образовано Белорусское объединение гражданской авиации «Белавиа», которое унаследовало парк воздушных судов, принадлежавших Белорусскому управлению. В структуру объединения входили все предприятия гражданской авиации Республики Беларусь.
5 марта 1996 года была проведена реорганизация Белорусского объединения гражданской авиации, в результате которой была образована Национальная авиакомпания «Белавиа».
В этот период (1995-1997 г.) были открыты рейсы в Ларнаку, Лондон, Пекин, Рим и Стамбул.
12 августа 1997 года «Белавиа» вступила в действительные члены Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА).
Происходит расширение географии полетов и в 1998 году. В это время открывается новый маршрут Минск-2 – Прага – Минск-2. В этом же году произошло слияние двух авиакомпаний «Белавиа» и «Минскавиа», в результате чего на баланс авиакомпании поступили самолеты Ан-24, Ан-26 и Як-40.
В 2000 году объединились авиакомпании «Белавиа» и «Могилевавиа».
18 мая 2001 года открыто регулярное сообщение между Минском и Парижем.
На следующий год (2002) было подписано первое соглашение «код-шеринг» с Австрийскими авиалиниями, которое положило начало активному сотрудничеству с зарубежными партнерами.
Успешным в работе был отмечен 2003 год. В этот период «Белавиа» начинает выполнять регулярные рейсы в Калининград, в октябре этого же года в Национальный аэропорт «Минск» прибыл первый самолет западного производства «Боинг 737-500», который был взят авиакомпанией в оперативный лизинг. А подписанное коммерческое соглашение между «Белавиа» и «Air Baltic» о предоставлении блоков мест на рейсах Минск-Рига-Минск позволило сделать первые шаги в совместной работе двух авиакомпаний.
О профессиональном признании авиакомпании свидетельствует тот факт, что в феврале 2004 года «Белавиа» стала обладателем Бронзовой медали Национального конкурса БРЭНД ГОДА 2003 в номинации «Брэнд Профи». Ввод в эксплуатацию второго Боинга 737/500 и подписание между «Белавиа» и «Аэрофлотом» код-шерингового соглашения на выполнение рейсов Минск-Москва-Минск также стали значительными событиями в 2004 году.
Результатом взаимодействия «Белавиа» и «ЧСА-Чешских авиалиний» в мае 2005 года стало открытие линии Минск-Прага-Минск в соответствии с подписанным соглашением «код-шеринг».
Богатым на события оказался и 2007 год: в феврале осуществилась поставка первого регионального самолета CRJ-100 LR, начали выполняться регулярные полеты по маршруту Минск-Баку при участии азербайджанской авиакомпании «Азал», в целях укрепления позиций на рынке и совершенствовании информационной структуры «Белавиа» в марте устанавливает контакты с SABRE Airline Solution и внедряет систему, позволяющую использовать технологию электронного билета при работе с турагентствами и партнерами по интрелайн- соглашениям, а также начинает внедрять программу поощрения часто летающих пассажиров. Продажа электронных билетов (e-ticket) «Белавиа» в системе «Амадеус» через агентов по продаже авиаперевозок (BSP) Австрии, Италии, Польши, Швеции, Германии, Украины, Кипра и Чехии становится возможной уже в июле 2007 года. В этом же году для пассажиров стало возможным осуществлять перелет по новому регулярному рейсу Минск-Санкт-Петербург.
С 11 февраля 2008 года у пассажиров, вылетающих рейсами из Москвы, появляется возможность покупки электронного авиабилета. Электронный билет показал явные преимущества перед бумажным билетом, особенно на таком маршруте как Москва – Минск, где большинство пассажиров - это деловые люди, ценящие свое время. С внедрением технологии электронного авиабилета исчезла необходимость ехать в кассу за билетом или заранее приезжать в аэропорт, чтобы оформить его до вылета.
Неприятный инцидент произошел 14 февраля, когда в аэропорту «Звартноц» города Ереван (Республика Армения) при взлете перевернулся и загорелся самолет CRJ-100 LR, направляющийся в Минск. Жертв и пострадавших не было.
2008 год был отмечен как год активного сотрудничества с иностранными партнерами. Подписанные электронные интерлайн-соглашения с авиакомпаниями «Air One» (Италия), «LOT» (Польша), «Air Baltic» (Латвия), «Austrian Airlines», «Aerosvit» (Украина), «British Airways», «Lufthansa» (Германия), «KD Avia» (Россия), израильской «El Al» и «S7» (Россия) расширили возможности полетов.
Прямое сообщение между Минском и Миланом, налаженное в июне 2008 года, – это еще один шаг в расширении маршрутной сети, а открытие представительством второго собственного офиса- шаг в удовлетворении постоянно растущего спроса на авиаперевозки между Беларусью и Италией.
В рамках реализации государственной программы развития гражданской авиации Республики Беларусь «Белавиа» приобретает в 2008 году в оперативный лизинг два «Боинга 737/500» и один «Боинг 737/300» от американской лизинговой компании «ILFC- International Leasing Finance Corporation» («Международная Лизинговая Финансовая Корпорация»). Обновление парка самолетами, соответствующими всем международным требованиям безопасности, отличающимися большой вместимостью и комфортностью, было произведено с целью эксплуатации их на наиболее загруженных регулярных и чартерных рейсах.
В июле 2008 года Минск посетила делегация Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (ИАТА)- крупнейшая всемирная неправительственная организация авиакомпаний, созданная с целью поощрения безопасного и экономического развития воздушного транспорта. Были обсуждены вопросы участия РБ в международных системах, разработанных ИАТА, продвижения новых технологий быстрого и качественного обслуживания пассажиров, процесс внедрения электронного билета. Особое внимание было уделено вопросу создания в Беларуси международной системы взаиморасчетов BSP Беларусь.
Важным событием конца 2008 года является внесение «Белавиа» в регистр ИАТА как авиакомпании, соответствующей стандартам эксплуатационной безопасности (IOSA). Наличие сертификата IOSA подтверждает использование авиакомпанией передовых стандартов в области управления безопасностью полетов, определяет международный статус безопасного перевозчика, дает потенциал к расширению международного сотрудничества с ведущими авиакомпаниями мира, упрощает выход на новые рынки.
Об успешном начале 2009 года говорит вступление «Белавиа» в систему взаиморасчетов BSP ИАТА в Казахстане. Это позволяет обеспечивать продажу билетов на рейсы авиакомпании аккредитованными агентами ИАТА.
За первую половину 2009 года «Белавиа» взяла в лизинг и ввела в эксплуатацию четыре самолета западного производства: два – Боинг 737/300 и два CRJ – 200, а самолет Ан-24 был выведен из состава воздушного флота авиакомпании.
В августе этого же года Национальная авиакомпания «Белавиа» открывает новый регулярный рейс по маршруту Минск-Амстердам-Минск.
11 ноября 2009 года вошло в историю авиакомпании «Белавиа» как день, когда был приобретен первый авиабилет «Белавиа» через сеть Интернет на сайте авиакомпании. В тот раз пассажир приобрел билет на рейс Минск-Москва-Минск в экономическом классе.
В том же месяце авиакомпания стала лауреатом Первой Национальной Премии в области маркетинга «Энергия успеха» в номинации «Лучшие коммуникации, выстроенные средствами BTL».
С 4 декабря «Белавиа» открывает продажу электронных билетов на рейсы национального голландского авиаперевозчика «KLM Royal Dutch Airlines». Таким образом пассажиры, летающие рейсами «Белавиа», получили дополнительную возможность путешествовать в страны Европы, Северной и Южной Америки через Амстердам.
С конца 2009 года на бортах ВС Национального авиаперевозчика начинает полеты новый ежемесячный бортовой журнал авиакомпании «Belavia ON AIR».
Начало следующего года ознаменовалось для «Белавиа» открытием нового маршрута Минск – Рига.
7 апреля в Национальном аэропорту «Минск» приземлится очередной самолет американского производства Boeing 737/500, приобретенный авиакомпанией «Белавиа» в оперативный лизинг. Так парк воздушных судов стал насчитывать уже шесть самолетов данной модификации.
17 Мая 2010 «Белавиа» и крупнейший французский авиаперевозчик Air France внедрили электронное интерлайн-соглашение, на основании которого обе стороны получили возможность оформлять электронные перевозочные документы на рейсы друг друга.
Важным и приятным событием для Национальной авиакомпании «Белавиа» стало присоединение в июле к Европейской ассоциации региональных авиакомпаний (ERAA).
Динамично развивая партнерские отношения, за второе полугодие 2010 года авиакомпания «Белавиа» заключила двустороннее интерлайн-соглашение (а следом за ним и электронное интерлайн-соглашение) с американской авиакомпанией «Дельта». Еще одним партнером для «Белавиа» стала авиакомпания «Татарстан», с которой также было подписано интерлайн-соглашение.
Продолжая развивать маршрутную сеть, авиакомпания «Белавиа» открывает новое направление в географии полетов: 15 сентября 2010 года из Национального аэропорта вылетел первый рейс в Батуми – старейший курортный город Грузии.
Спустя месяц пассажирам «Белавиа» открылась возможность приобретения электронного авиабилета на рейсы в Стамбул.
В соответствии с государственной программой развития гражданской авиации «Белавиа» приобретает в оперативный лизинг очередное воздушное судно – самолет CRJ-200LR канадского производителя Bombardier. 26 октября он приземлился в Национальном аэропорту «Минск», прилетев из датского города Сондерборг.
2010 год стал для «Белавиа» по-настоящему богатым на события. В преддверии новогодних праздников авиакомпания открывает еще один регулярный рейс. На этот раз пассажирам предложен маршрут Минск – Ашхабад – Минск. С 14 декабря полеты в столицу Туркменистана стали выполняться один раз в неделю.
В 2011 были открыты новые регулярные направления Хельсинки, Симферополь, Караганда, а полеты в Астану и Ганновер стали выполняться на круглогодичной основе. Рейсы в Калининград выполняются не только из Минска, но и из областных центров Брест, Гомель, Гродно.
«Белавиа» заключила интерлайн-соглашение с Бельгийской железной дорогой Accessrail. Комбинированные авиа- и железнодорожные билеты позволили пассажирам в аэропорту пересаживаться на поезда, следующие до пунктов, в которые не осуществляется воздушное сообщение.
На сайте авиакомпании был реализован проект «3D-флот», благодаря которому можно совершить виртуальную экскурсию по самолетам, эксплуатируемые компанией на регулярных и чартерных направлениях.
В 2011 году пассажиропоток авиакомпании впервые превысил один миллион пассажиров. Миллионный пассажир был перевезен в декабре 2011 года на рейсе Минск-Берлин.
В 2012 году карта регулярных полетов «Белавиа» пополнилась двумя новыми направлениями: Новосибирск и Барселона.
В сентябре 2012 года впервые в истории авиакомпании были взяты в оперативный лизинг два новых воздушных судна Embraer 175 с завода-изготовителя в Бразилии.
Кроме этого в 2012 году пассажиры получили возможность регистрироваться на рейсы «Белавиа» через интернет.
В 2013 году открыто 6 новых направлений. Весной был открыт рейс в седьмой по счету пункт назначения в России - Самару. Кроме этого, в конце мая начали совершаться полеты в третий город Грузии – Кутаиси.
18 апреля авиакомпания «Белавиа» стала официальным участником многостороннего грузового интерлайн-соглашения MITA (Multilateral Interline Traffic Agreement), действующего под эгидой Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА (IATA).
В конце мая было подписано код-шеринговое соглашение с Национальной авиакомпанией Объединенных Арабских Эмиратов Etihad Airways. Белавиа является маркетинговым перевозчиком на рейсах в Абу-Даби, Хошимин, Сидней и Мельбурн, оперируемых Etihad Airways.
В июне 2013 года флот авиакомпании пополнился ещё одним Boeing 737-300.
19 сентября был открыт первый рейс авиакомпании, который связал не только Будапешт, Белград и Минск, но и столицы Венгрии и Сербии между собой.
В конце ноября 2013 года «Белавиа» внесена в реестр таможенных перевозчиков. Авиакомпания получила право перевозки товаров своих клиентов в пределах Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана и проводить таможенную очистку ввозимого непосредственно в пункте назначения.
17 декабря был открыт новый авиарейс по маршруту Минск-Женева-Минск, а 19 декабря был выполнен первый регулярный полет в Вильнюс.
3 января 2014 года в Национальном аэропорту «Минск» приземлился очередной Boeing 737-300 авиакомпании «Белавиа».
29 января РУП «Национальная авиакомпания «Белавиа» было реорганизовано в ОАО «Авиакомпания «Белавиа».
В октябре 2014 года «Белавиа» приняла решение о проведении ребрендинга. В июне 2014 года авиакомпания «Белавиа» и корпорация Boeing подписали соглашение о первой покупке трех новых самолетов Boeing 737-800 Next-Generation с завода-изготовителя.
В конце следующего года авиакомпания «Белавиа» открыла ежедневный рейс по маршруту Минск-Одесса-Минск. Одесса стала вторым украинским пунктом в маршрутной сети белорусского перевозчика.
Знаменательным событием закончился 2015 год для ОАО «Авиакомпании «Белавиа» Впервые в истории авиакомпании пассажиропоток достиг двух миллионов человек. Двухмиллионный пассажир был определен на регистрации регулярного рейса № В2 868 Амстердам-Минск.
Первая женщина-пилот приступила к работе в авиакомпании «Белавиа» 12 февраля 2016.
Летом того же года в Национальном аэропорту «Минск» приземлился Boeing 737-800, прибывший с завода-изготовителя (г. Сиэтл, США) в новой ливрее «Белавиа».
12 сентября 2016 авиакомпания совершила первый полет в новый аэропорт Московской области «Жуковский» и стала первым перевозчиком, который начал выполнять полеты в новый международный аэропорт Московской области «Жуковский».
В апреле 2017 года ОАО «Авиакомпания «Белавиа» выполнила первый регулярный рейс по маршруту Минск - Брюссель (Шарлеруа) - Минск.
А в мае были возобновлены регулярные рейсы в Ереван и открыто новое направление Минск-Нижний Новгород-Минск.
30 декабря 2017 года годовой пассажиропоток «Белавиа» впервые в истории авиакомпании достиг трех миллионов человек. Предварительно, общее количество пассажиров по итогам 2017 года ориентировочно составит 3 008 000 человек.
Весной 2018 года авиакомпания «Белавиа» выполнила первый рейс в Казань и Ростов-на Дону. А спустя полгода был открыт еще один регулярный рейс по маршруту Минск-Кишинев-Минск.
30 июня 2018 года в Национальном аэропорту Минск приземлился самолет Embraer-195 в новой ливрее «Белавиа».
Авиакомпания «Белавиа» и ОАО АК «Уральские авиалинии» подписали двустороннее соглашение о совместной эксплуатации авиалиний с 1 августа 2018 г.
Белавиа и AZAL подписали соглашение о совместной эксплуатации авиалинии 19 октября.
В конце октября был совершен первый полет в Кишенев.
12 декабря 2018 года в Национальном аэропорту «Минск» приземлился брендированный в фирменные цвета World of Tanks самолет «Белавиа». Воздушное судно стало вторым совместным проектом компаний.
В этом же месяце «Белавиа» совершила первый полет в Воронеж.
Весной 2019 года два новых Embraer-175 и 195 пополнили флот авиакомпании «Белавиа».
В апреле этого же года был открыт рейс в аэропорт «Шереметьево», а в мае авиакомпания совершила первый полет в столицу Эстонии.
15 июля «Белавиа» выполнила первый полет в Мюнхен.
В ноябре 2019 авиакомпания «Белавиа» перешла на новую структуру тарифов, которая включат в себя 5 видов: 4 тарифа эконом: «Промо», «Лайт», «Смарт», «Флекс» и 1 тариф категории «Бизнес». С этого момента пассажиры могут самостоятельно выбирать набор услуг для перелета.
14 декабря флот авиакомпании «Белавиа» пополнился еще одним новым самолетом Embraer – 195 (бортовой номер EW-545PO).
В 2019 году пассажиропоток авиакомпании впервые превысил четыре миллиона пассажиров. 4-ех миллионный пассажир был перевезен 24 декабря на рейсе Минск-Париж. В 2019 году авиакомпания обслужила на 20 % больше пассажиров, чем за аналогичный период в 2018 году.
В феврале 2020 года авиакомпания подписала контракт на поставку трех самолетов нового поколения Embraer E195-E2.
В феврале и марте 2020 года флот авиакомпании пополнился двумя лизинговыми воздушными суднами Boeing 737-800 (EW-543PA и EW-544PA).
25 апреля 2020 г. «Белавиа» совершила первый полет в Вену.
7 июля 2020 года был выполнен первый регулярный рейс по маршруту Минск-Ташкент-Минск.
С 1 августа 2020 года в «Белавиа» изменились условия покупки дополнительного багажа на регулярных рейсах авиакомпании. С этого момента стоимость зависит от времени и способа приобретения услуги.
5 сентября 2020 года воздушный флот авиакомпании «Белавиа» пополнился новым самолетом Embraer-175, который прибыл с завода-изготовителя (г. Сан-Жозе-дус-Кампус, Бразилия) в рамках лизингового договора, подписанного ОАО «Авиакомпания «Белавиа» и лизинговой компанией Nordic Aviation Capital.
В сентябре «Белавиа» стала первой авиакомпанией в мире, получившей сертификат IATA третьего уровня (Level 3) благодаря технологиям Sabre NDC.
В октябре Авиакомпания «Белавиа» присоединилась к Отраслевой хартии по предотвращению распространения COVID-19, разработанной Европейским агентством по безопасности полетов (EASA) и Европейским центром профилактики и контроля заболеваний (ECDC).
23 декабря 2020 г. флот авиакомпании «Белавиа» пополнился новым самолетом Embraer E195-E2. «Белавиа» стала седьмой авиакомпанией мира, летающей на воздушных судах Embraer второго поколения.
2 февраля 2021 года генеральным директором ОАО «Авиакомпания «Белавиа» назначен Игорь Николаевич Чергинец.
19 февраля 2021 г. авиакомпания «Белавиа» начала выполнение регулярных рейсов по маршруту Минск-Дубай-Минск.
13 марта 2021 г. в Национальном аэропорту Минск приземлился новый Embraer 195-E2, который стал вторым воздушным судном данного типа во флоте авиакомпании «Белавиа». Самолет отличается от других юбилейной ливреей: теперь на хвосте можно увидеть цифры «25», а на фюзеляже – слоган авиакомпании.
16 марта 2021 г. «Белавиа» презентовала собственное мобильное приложение.
8 апреля флот авиакомпании «Белавиа» пополнился первым самолетом Boeing 737-8. Белавиа» стала двадцать первой авиакомпанией в мире, которая начнет эксплуатировать Boeing 737-8.
7 мая авиакомпания «Белавиа» начала выполнять регулярные рейсы в Екатеринбург.
8 мая флот авиакомпании «Белавиа» пополнился третьим самолетом Embraer 195-E2.
12 мая авиакомпания «Белавиа» начала выполнять рейсы по маршруту Минск-Самара-Минск.
31 мая «Белавиа» запустила регулярные рейсы в Уфу.
В июне 2021 года в соответствии с планом модернизации флота авиакомпания "Белавиа" вывела из эксплуатации свой первый Boeing 737-500.
4 августа авиакомпания «Белавиа» выполнила первый регулярный рейс в Кутаиси.
26 мая 2022 года авиакомпания представила обновленную версию мобильного приложения. Благодаря обновлению пассажир может авторизироваться в личном кабинете и отслеживать важную для него информацию: баланс на счету программы лояльности «Белавиа Лидер», статус бронирования, будущие забронированные полеты и т.д.
15 июля 2022 года в маршрутной сети «Белавиа» появился третий московский аэропорт – Внуково.
28 июля 2022 года самому современному самолету «Белавиа» Boeing 737-8 присвоено имя первого генерального директора Анатолия Николаевича Гусарова, который возглавлял авиакомпанию на протяжении 25 лет. Памятная надпись Anatoly Gusarov исполнена в сером цвете и расположена на носовой части фюзеляжа с левой стороны.